Первым делом стоит проанализировать свои кадры и решить, хватит ли вам компетенций сразу по нескольким областям.
Автоматизация предполагает наличие действительно глубоких знаний в IT и в инструментарии. Также предполагается, что у команды есть отличные знания в автоматизации бизнес-процессов.
Перед началом столь непростого пути необходимо учесть всё: от особенностей своей компании до практики отдельных конкурентов и рынка в целом.
Вариант 1. Можно обойтись без посредников?
Автоматизация — дело непростое и затратное. Не стоит сразу бежать к IT-компаниям, чтобы они всё сделали за вас. Сначала отдышитесь и посмотрите по сторонам.
- У вас есть проектный менеджер, который запускает новые проекты в компании?
- В штате трудится операционный менеджер?
- Ваш бизнес-аналитик готов браться за новые задачи?
- На одной из дверей висит табличка “IT-отдел”?
Если вы собрали четыре “Да”, то настоятельно рекомендуется делать автоматизацию только самим! Вовне стоит заказывать только те продукты, для которых компетенций не хватает.
На примере
Мы хотим использовать RPA-технологии в работе с клиентами. У отдельной команды заказываем ТОЛЬКО их. В других услугах не нуждаемся, потому что:
- наши бизнес-аналитики знают, что делать,
- проект-менеджеры неплохо справляется с запусками,
- IT-отдел покрывает 60% нужд.
Плюсы:
- не нужно тратить время на поиск необходимых кадров;
- нет дополнительных затрат;
Минусы:
- необходимо расходовать внутренние ресурсы в то время, как они постоянно уходят на внешние задачи;
- невозможность использовать метод, если отсутствуют необходимые единицы в штате, а сделать одному — нереально;
- отсутствие опыта в реализации процесса: вы станете первопроходцами, которые будут биться обо всех подводные камни. Каждая ошибка стоит денег.
Если не хватает определённой компетенции, то обращаемся к компании малого бизнеса. Зачастую они более компетентны в своей области, нежели во всём процессе в целом. IT-специалисты в таких компаниях имеют узкую специализацию, что нам и необходимо.
Не стоит думать, что он сможет провести всю автоматизацию сам. Он, вероятно, согласится на работу, но попросит чёткое техническое задание.
Такой вариант тоже возможен, но есть проблема. Составить достойное ТЗ — та ещё задача. Его необходимо прорабатывать с собственником, бизнес-аналитиком и человеком, у которого уже есть опыт внедрения. Без опыта можно пойти по неверному пути, а это, в первую очередь, — затраты.
Вариант 2. Сами не справимся. Нужны подрядчики!
Компании же, предоставляющие работы по автоматизации, могут предложить свои консультации при разработке стратегии. Нужно учитывать, что над автоматизацией компании будут работать не только IT-специалисты, но и проект-менеджеры, и бизнес-аналитики.
Специалисты проводят необходимые процедуры, но взамен просят от компании полного сотрудничества, чтобы проект действительно заработал. Им предстоит полностью погрузиться в вашу компанию и начать рулить внутренними процессами. Без этого, к сожалению, не получится достичь результата: внедрить продукт и доделать его до конца.
Плюсы:
- у IT-специалистов есть опыт и свои наработки в этой сфере, что ускоряет процесс внедрения;
- работа с профессионалами минимизирует вероятность ошибок.
Минусы:
- дорого
- придётся дать специалистам извне на время “порулить” внутренними бизнес-процессами.
Стоит учитывать, что ни одна автоматизация не похожа друг на друга, ведь каждый бизнес особенный. К автоматизации необходимо подходить с умом.
Желаем успехов на этом сложном пути!