Новости

Автоматизируй с умом: как начать автоматизацию и когда она не нужна

Блог
С автоматизацией связано множество страхов. Собственники бизнеса и ЛПР считают, что это дорого и не всегда необходимо. Одни уверены, что, автоматизировав бизнес раз, больше никакой работы проводить не нужно, другие - что от автоматизации не изменится ровным счётом ничего.

В этой статье разберём тонкости автоматизации и развеем распространённые мифы.

***


Важнейшая цель автоматизации — это оптимизация бизнес-процессов. Этим компания решает 2 задачи:

  • сократить издержки и оптимизировать прибыль; 
  • избавить бизнес от рутинных операций.

Часто мы встречаем несистемный бизнес, и здесь как раз на помощь приходит автоматизация. Новый сотрудник, который приходит на работу в автоматизированную компанию,  не хочет оттуда потом уходить. С чем это связано?

Сама работа для людей становится приятнее. Они направляют свои действия на решение интересных задач, тем самым помогая бизнесу оказывать более качественный сервис. Стоит отметить, что ни одна автоматизация в мире фактически не лишила бизнеса рабочих мест. Да, некоторые профессии со временем канули в лету, но нельзя не упомянуть, что в таких ситуациях скорее людям находят другой вид работы.

Как начать автоматизацию?


Мир меняется стремительно, собственно, как и инструменты для работы. Случается, что сегодня вкладываем серьёзные средства в какую-либо автоматизацию, а завтра процессы обновляются или изменяются на корню. Резко бросаться в автоматизации не стоит, необходимо прежде всего учесть  следующие моменты:

  1. Для чего мы автоматизируем бизнес. Автоматизация ради автоматизации — это, наверное, самое глупое, что можно сделать! 
  2. Когда чёткая цель прописана, то необходимо провести анализ бизнес-процессов. Дальнейший план действий зависит от уровня автоматизации компании.
  3. Необходимо детально прописать на бумаге сами процессы: что и в какой последовательности идёт, алгоритмы работы, что мы хотим исправить и к чему хотим прийти.
  4. В процессе автоматизации важно участие собственника или флагманов автоматизации. Технический аспект занимает лишь 20%, а 80% — это уже внутренняя работа. Собственнику бизнеса нужно разъяснять необходимость автоматизации, тем самым беречь нервы своих сотрудников.  

Минусы автоматизации

  • Для нее необходима целая команда специалистов с достаточными компетенциями и опытом в сфере автоматизации бизнес-процессов. 
  • Автоматизация влечёт за собой большие траты, а это не всегда оправдано. Бизнес-консультанты или сами собственники должны оценить затраты и срок окупаемости.
  • Необходимо чётко прописать бизнес-процессы, которые будут автоматизировать. Нередки случаи, когда деньги тратят впустую.
  • Автоматизация лишает бизнеса души. Заполняя отчёты, человек ненароком начинает анализировать проделанную работу. Иногда не стоит полностью лишать специалиста этого процесса.

Я всегда выступаю за последовательную автоматизацию. Начинать эту работу необходимо задолго до: если ты до этого не систематизировал бизнес, автоматизация не пройдёт гладко. Чтобы это избежать, стоит обратиться к профессионалам.

Автоматизация не работает


Я часто слышу от собственников: “Автоматизация не работает!”. Нет, на самом деле это не работают бизнес-процессы в компании. Поэтому, как я уже упоминал, важно  перенести на бумагу сами процессы: что и в какой последовательности идёт, алгоритмы работы, что мы хотим исправить и к чему хотим прийти. Исходя из этого можно составлять  план и ставить автоматизацию на рельсы.

Если что-то идёт не так и эти процессы неидеальны, то давайте их сначала допишем и докрутим, а потом будем автоматизировать.

Будущее за автоматизацией


Я считаю, что за автоматизацией будущее. На это есть несколько причин:
  • Одна из ключевых — люди ленивые. Человеку абсолютно не нравится рутина, которая угнетает и не позволяет развиваться.
  • Двигатель прогресса — конкуренция, а за автоматизацией как раз победа в конкуренции. Тот, кто занялся автоматизацией раньше и делает её качественнее, тот и выигрывает.

И если задать вопрос - если ли конец у автоматизации? Я скажу - нет. Автоматизация позволяет быть лидером. Развиваются и совершенствуются не только инструменты, но и компании. Этот процесс бесконечен, но всегда нужно   сверяться с бюджетом.

Нам всегда очень важно понимать истинную цель заказчика. Для ITGRADE конечный KPI — внедрённый продукт, который приносит компании пользу и  прибыль.

*Полную версию разговора вы можете услышать в нашем подкасте “Автоматизируй с умом: как начать автоматизацию и когда она не нужна”.